Интервью моего друга путешествиника, который попробывал доехать до Дании АВТОСТОПОМ!
Выхожу один я на дорогу
Рига, 9 утра. Я встал на трассе Виа Балтика и поднял большой палец: так принято ловить попутку. Ждать долго не пришлось, через 10 минут меня подобрала молодая пара из Литвы. По—русски они не говорили, мы общались на английском. Едва сев в машину, я осознал, что поездка будет особенной.
В путешествиях такого рода самое замечательное — это чувство настоящей свободы, когда ты начинаешь по—настоящему получать удовольствие от каждого момента, каждого разговора. Люди не боятся раскрыться, ибо они понимают, что видят тебя первый и последний раз. Классические путешествия не дают такой возможности, а искренность общения не купишь ни за какие деньги.
За день я проехал всю Латвию и Литву на трех машинах. Последняя довезла меня прямо до границы с Польшей, которую я впоследствии перешел пешком.
Ключ от мотеля
Отойдя от границы километра на три, я нашел подходящий «карман» — так называется заезд на трассе, откуда автостопера может подхватить какая—нибудь машина. К тому времени уже стемнело, и через полчаса активного автостопа стало ясно, что на сегодня езда закончилась. «Карман» удачно расположился у придорожного мотеля, так что теоретически ночлег был под рукой.
Но оставалась одна проблема. Мое путешествие было нарочито неподготовленным, так сказать, «аутентичным», с вызовом самому себе — уложиться в максимально бюджетные расходы. Взял с собой 10 евро наличных, а экстренный полтинник закинул на карту. Забегая вперед, замечу: к карточке я так и не притронулся. Что касается наличных, то уж в первый день разменивать их я точно не планировал. Ну, посмотрим, что почем...
Я зашел в мотель, дежурный на вахте поприветствовал меня:
— Дзень добры!
Сразу же выяснилось, что он говорит по—русски, причем весьма бегло. Я поинтересовался, могу ли переночевать по бартеру — за какую—нибудь работу. В ответ на это служака просто дал мне ключ от номера и пожелал спокойной ночи. В тот момент я понял, что удача на моей стороне.
Неприветливый Гданьск
За полтора дня я доехал до Гданьска (около 750 километров), где меня встретили рижские друзья, прилетевшие за пару часов до моего приезда. У нас есть традиция: каждый год в определенное время уезжать за границу и праздновать там свои дни рождения — их в нашей компании в эту неделю набралось целых три.
Гданьск произвел впечатление неуютного, мрачного и довольно опасного города. У людей хмурые, неприветливые лица. Местная молодежь любит собираться в центре большими компаниями человек по тридцать: распивают алкоголь, шумят, цепляются к прохожим, задирают другие компании.
В городе высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи. Если в начале 80—х на знаменитой градообразующей Гданьской судоверфи трудились около 20 тысяч человек, то сейчас — лишь около 2 тысяч. Очевидно, молодым людям просто некуда себя деть...
За пять дней у нас случилось три стычки с местными без какого—либо повода. Агрессивные поляки постоянно пытались спровоцировать нас на драку. Не было дня, чтобы вечером прямо в центре города кто—то не дрался. Например, уже через полчаса после приезда, прогуливаясь по старому городу, я стал очевидцем такой картины: какой—то великовозрастный неадекват со спины нападает на прохожего и бьет его по голове.
Спустя несколько минут завязывается массовая драка. А в двухстах метрах от происходящего в служебном бусике мирно спят двое полицейских. Просто спят! На центральной площади!
Хотелось поскорее унести отсюда ноги. Мы распрощались с друзьями: они поехали домой, а я дальше на Запад — навстречу приключениям.
Дранг нах Вестен!
...Два часа под проливным дождем и температуре +4 °С я шел на Берлин. Вот наконец автобан, по которому машины летят со скоростью 140 км/ч. Около часа пытался поймать попутку, промок до нитки и замерз как цуцик. Думаю, еще две машины, и ухожу под крышу. Вдруг второе авто останавливается. Кстати, такое случалось не раз. Что я вынес из этого путешествия? Терпение всегда вознаграждается.
За день я проехал всего триста километров, до Щецина. Впереди меня ждала долгая холодная ночь.
Половина первого, сижу, греюсь на заправке, периодически выходя из убежища в попытке «застопить» машину. Надежду добраться до Германии я потерял, как только стемнело. Опыт показывает, что поймать машину в темное время суток почти нереально. Но мне и тут безумно повезло. Как только я собрался возвращаться на заправку, один молодой поляк, заметив дрожащего от холода чудака, позвал к себе в машину на чай. Опять же — терпение всегда вознаграждается.
В итоге его щедрость не ограничилась чаем. 20—летний Матеуш оказался открытым человеком: повар по профессии, он пригласил меня к себе в дом и приготовил лучший в моей жизни поке. Если кто не в курсе, поке — это набирающее популярность блюдо гавайской кухни, представляющее собой салат на основе выдержанной в маринаде сырой рыбы.
Мы проговорили полночи и пришли к выводу, что наши культуры очень схожи, да и волнует нас в сущности одно и то же. Из различий особенно забавным было сравнительное языкознание русского и польского: например, у нас красотка, а у них — урода, или всем известный польский склеп, то есть по—нашему — магазин. Кстати, с Матеушем мы подружились и с тех пор общаемся через социальные сети.
Стереотип о бездушных и легкомысленных европейцах был разрушен. Вообще за эту поездку я избавился от многих шаблонных убеждений. К примеру, я был готов к предвзятому отношению из—за того, что я русский, но на самом деле произошло совсем наоборот: европейцы проявляли ко мне большой интерес. Они четко разделяют этническую принадлежность и политику. Что, несомненно, радует. Так что русскому человеку не стоит опасаться косых взглядов.
Айн, цвай, полицай
Следующий день был куда продуктивней. За шестнадцать часов я проехал всю Германию и Данию. Каждый следующий попутчик был интереснее предыдущего.
От Берлина до Гамбурга меня подкинул бывалый автостопер, который таким способом объездил весь мир. Он поделился своим полезным опытом и парочкой лайфхаков, которые облегчают автостоп. Например, чем дальше лежит твой путь — тем важнее иметь табличку с пунктом назначения. Как он позже признался, без таблички я выглядел как бедный студент, отчаянно опаздывающий на учебу.
Коллега—автостопер провел мне экскурсию по Гамбургу, второму по величине городу Германии, и угостил шикарным фалафелем (вегетарианское блюда арабской кухни. — Прим. авт.). Сытый и довольный, я вышел на автобан. Но радость моя продлилась недолго. Через пару минут заорала полицейская сирена. Я понял, что приехали за мной...
В Германии сам автостоп не запрещен, как, например, в Италии, но находиться на трассе нельзя. Ловить попутку можно на выездных из города дорогах, ведущих к трассе, или договариваться с водителями на заправке.
Полицейские обратились ко мне — естественно, поначалу на своем языке. Но я сделал вид, что по—немецки не понимаю... Думаю, это меня и спасло. Стражи правопорядка перешли на английский и попросили сесть к ним в машину. Думал, сейчас повезут в участок, я потеряю кучу времени, да еще и штраф получу. Но все оказалось гораздо оптимистичнее. Добрые полицейские довезли меня до места, откуда разрешалось легально «стопить». Они высадили меня, пожелали удачи и дали в дорогу киви, который я тут же с аппетитом слопал.
Дания не без добрых... поляков
Буквально за пять минут я поймал авто прямо до Дании, до города Вэйли. Теперь до пункта назначения оставалось всего 60 километров. Высадили меня на большой заправке, что повышало шансы уехать оттуда до заката. Я решил зайти в кафе перекусить, но резко передумал, увидев цены. Хотдог — 10 евро! Куда я попал?
Голодный и расстроенный, пошел расспрашивать водителей припаркованных машин, может ли кто—нибудь меня подвезти. Опросив человек двадцать и, получив лишь отказы, подумал: что—то здесь не то. А вышло так, что заправка находилась прямо перед развилкой на Орхус и на нужный мне город Хернинг. Орхус куда крупнее Хернинга, и туда ехали все. Я окончательно замерз, но все—таки решил подойти к последнему на сегодня автовладельцу. Тот тоже отказал.
Единственное, что смутило: он не говорил по—английски. Ведь в Скандинавии на нем говорят все — от 6—летнего ребенка до дремучего старика. А этот — не говорил... Позже все стало понятно. С грустью в глазах плетусь обратно на заправку, вдруг слышу — водила кричит мне: «Стой!» Поворачиваю назад к машине — он по—польски спрашивает, куда я еду. После недели в Польше этот язык я уже понимал. Отвечаю: в Хернинг.
Поляк с явным сожалением показывает, что ему не по пути, однако же все равно зовет в машину. В салоне, кроме водителя, сидела его жена и маленькая собачка, которая сразу же была готова забраться ко мне на колени. Пара оказалась датскими поляками, эмигрировавшими двадцать лет назад.
Слышу, они между собой что—то говорят про поезд. Спешу встрять и уточняю, что у меня нет денег на поезд. В конце концов эти милые люди подвезли меня в нужную сторону на тридцать километров, купили билет на поезд и дали, по их словам, немного денег на еду. Эти «немного денег на еду» оказались 30 евро. Я был в шоке!
Через час меня уже встречали на тот момент еще незнакомые студенты международной программы IB, с которыми мы очень сблизились и провели незабываемую неделю.
Маленькие открытия
На протяжении всего пути меня преследовали удача и поистине удивительные попутчики. Только отправившись в «дикое» путешествие, убеждаешься в том, что добрых людей в мире гораздо больше, чем негодяев.
В моей истории ночлег находился сам собой, а водители—маньяки, если они существуют не только в кино, объезжали меня стороной. Останавливались лишь открытые, общительные люди. Что, впрочем, логично.
Еще одно мое открытие: если ты сам приветлив и дружелюбен, то вправе рассчитывать на такое же отношение в ответ. А вообще после таких поездок начинаешь ценить людей, дорожить друзьями и близкими и относиться к окружающим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе...
Денис ЗЫКОВ.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Интервью моего друга путешествиника, который попробывал доехать до Дании АВТОСТОПОМ!